Спотовый рынок
• 21.03.2022
Сопоставление в рамках контролируемого эксперимента рынков в условиях наличия и отсутствия подачи заявок покупателями, на которых возможен добровольный отказ всего лишь 16% пикового спроса, показывает, что участие покупателей в торгах может привести и к существенному снижению как цен, так и их волатильности.
Выводы в отношении государственной политики очевидны: оптовые спотовые рынки нуждаются в институциональном укреплении путем предоставления потребителям возможности подавать заявки. Распределительные компании должны прилагать больше усилий по заключению со своими клиентами контрактов, предусматривающих добровольный отказ от потребления электроэнергии, либо использовать счетчики, учитывающие расход по времени дня, и системы контроля нагрузки, чтобы регулировать свою собственную ценовую чувствительность.
Крупным потребителям — промышленным и торговым предприятиям, которые уже располагают оборудованием, позволяющим реализовывать переменный спрос на электроэнергию, но заключают контракты за пределами спотового рынка, нужны стимулы, для того чтобы принять участие в работе этого рынка, где их более чувствительный спрос может повлиять на уровень цен для широких кругов потребителей. Автозаказ дает возможность распределительным компаниям получать достаточный выигрыш от добровольных отключений в виде снижения высоких пиковых и межпиковых цен, и эта экономия может быть использована для поощрения тех потребителей, спрос которых в период дневного максимума может быть отменен или перенесен на иные периоды, когда производственных мощностей вполне достаточно. Согласно сообщениям в средствах массовой информации, в Калифорнии распределительные компании потеряли около $10 млрд, покупая электроэнергию по высоким ценам и продавая ее по крайне низким расценкам, установленным для населения.
Технологии и ресурсы для проведения такого рода политики уже существуют и могут быть расширены. Эта политика принимает во внимание, что приспособление к ежедневным, ежемесячным и сезонным колебаниям спроса, а также к необходимости создания резервов для обеспечения надежности является проблемой не только производителей, но и потребителей. Исторически регулирование привело к возникновению институциональной среды, в рамках которой такое приспособление рассматривается исключительно как обязанность поставщиков, а цены — как средство покрытия издержек ex post. Результатом оказалась неэффективная, дорогостоящая и негибкая система, которая является источником недавних ценовых шоков и принудительного отключения электроэнергии.
|